Сказки и легенды Прионежья
Корюшка
Городок наш на берегу моря стоит, рядом река течет и в Белое море впадает.
Это я к чему говорю, а к тому, что у нас белуха, родная сестра кита, у
корюшки заместо пастуха числится.
По весне, как лед в море разобьет, он ее там в косяки собирать начинает.
Только с этим делом управится, давай в реку загонять от соли морской отмыться
да по пути потомство оставить.
Другой год косяки так густо идут, что пароходы в реку не заходят, винты
ломаются. Какой капитан закуражится, его потом из моря на буксире в порт
заволакивают.
Рыбаки этой поры ждут, на реку посматривают. Как белуха от усердия фырчать
начнет да хвостом забулькает, домой за ловушками бегут и на боны вдоль
берега умащиваются. Кому места не хватает, на причальну стенку в порту
выстраиваются.
Другие прямо с самоваром бегут: тут и чай пьют, тут и ловят, одним словом
– путина, зевать некогда.
Бабы, у кого мужей нет, подолами корюшку черпают, а мне много не надо.
На всю родню наловлю да себе немного, так и живу: мед-пиво пью, корюшкой
из рыбника закусываю.
Канава
Про Черное озеро, что между Тамицой и Кяндой лежит, всяк знает; вода
в нем – без заварки пить можно. Окуни, словно трубочисты хорошие, а про
щук и говорить нечего – двухаршинные. И морда вся мохом заросла – от мудрости.
Через дорогу под угором другое озеро плещется, - Беловодицей называется.
Вода и впрямь чистый хрусталь. Резвятся здесь лещи аршинные и сороги фунтовые.
Про озера эти и сказ будет.
Когда последний поп из Тамицы ушел, от обиды на прихожан в Черное озеро
церковные книги бросил. Вот рыба и начиталась их, умнее человека стала,
никак не ловится. А тут Духов день и Троица. Сидят мужики у стен храма
божьего и попа вспоминают – зря прогнали. Престольный праздник в селе,
а службы нету. Одним словом, - тоска зеленая и покуражиться не над чем.
Смотрят, мужик идет и здоровенную щуку на плече несет, аж по земле хвост
волочится. Про таких говорят, ему соврать, что плюнуть. Он блины на вилах
печет и воду решетом носит, языком горы ворочает, а дома гвоздя не забить,
жену просит. Однако мужиков интерес взял, где такие рыбины ловятся и зовут
поделиться новостью. Подошел он, щуку к ногам бросил и говорит: “Врать
не буду, а все равно не поверите.
Намедни в Кянду к теще иду, а мужики ихние из озера канаву роют. Спрашиваю,
зачем, мол, это делается. Те отвечают: “Шибко у вас рыба грамотная. Вот
канаву сделаем, она к соседям пойдет по обмену опытом, мы тут ее и поймаем”.
Иду сегодня домой, работа окончена, а бабы подолами рыбу ловят и полными
коробками домой везут. Смотрю, одна щука никак в бабий подол не лезет,
увертывается, видно шибко грамотная. Вот я ей в пасть вместо книги палку
и сунул. Она от злости вцепилась, а отцепиться не может. Так с ней и несу”.
Посмотрели мужики и верно, в зубах у щуки обрубок палки торчит. Почесали
затылки, языками поцокали, а самим не терпится: “Как это соседи без их
ведома ловят и в долю не берут. Глядишь, ненароком рыбу всю выловят”.
Один по одному домой за кошелями сбегали да по задворкам к Черному озеру
и навострились, только пятки сверкают. Прибежали туда, запыхалися, глядят,
а канавы и в помине нет.
Вгорячах хотели поколотить, а как домой пришли – поостыли и смеяться
начали. Давай вновь выпытывать: “Где щуку взял?”. “Да на Беловодице”, -
отвечает тот. По пути у деда рыбаря тещиным гостинцем праздник отметили,
он, возьми и отблагодари рыбиной. Озера те и впрямь рядом лежат. С берега
на берег хороший мужик и брызнуть может.
Канаву прорыть – шутейское дело и не таких щук ловить можно, только
к этому делу с головой подойти надобно, умственно. Может, и не захотят
щуки делиться опытом. Недаром говорят: “От Троицы до Духа не нюхал винного
духа”. На больную голову и не такое на веру принять можно. Праздники-то
один за другим идут, так-то вот.
Как дед помирал..
Про Сывт-озеро многие знают, на большой тропе туристов лежит. Из него
одноименная речка начало берет и в Кожу-реку впадает, а та в Онегу малую.
Про озеро то и сказ будет.
Прижился здесь дед восьмидесяти лет, а может и более. Сам он не считал,
а за него это делать кому охота.
Злая у старика была старуха. Что бы он ни делал, она все его пилит.
- Почто я за тебя только замуж пошла. Другие по городам да по внукам
ездят, а он все по лесам да по озерам шляется. Я тут одна одинешенька сижу
и в окошко гляжу, свету белого не видывала. Табачищу насмолил, пеплу высыпал,
опять на озеро собрался? Чтоб тебя там архангелы или черти взяли, без вяленой
щуки домой не приходи!
Дед котомку в охапку и опять на озеро торопится. Живет лето, живет два.
Наловит рыбы и в деревню выйдет. Белье сменит, припасу возьмет и к себе
на озеро уходит, а оно от жилья верст сорок будет.
После трудового дня лежит он как-то на нарах и вдруг видит, что в его
избушку архангел Михаил заходит и от порога говорит:
- Как услышишь, раб божий Александр, небесное пение, так где бы ты ни
был, готовься к всевышнему на страшный суд идти.
Стряхнул старик дрему, оглянулся кругом – никого нет. “Наверное приснилось”,
- решил он.
Лето идет, старик на озере рыбу ловит и щук на солнышке для своей старухи
вялит.
Выехал он однажды утречком на излюбленное место около лесистого мыска,
что в озеро вдавался, и стал поклевки ждать. Вода в озере спокойная, словно
стеклянная, каждая веточка в ней отражается. Птицы щебечут на все голоса,
и послышалось деду знакомая мелодия, на малиновый звон похожая. Вспомнил
он слова Михаила архангела, недолго думая – весла в лодку, руки на грудь
и на весла улегся.
Малиновый звон совсем рядом, за лесочком звенит. Дед глаза зажмурил
и стал ждать, когда его архангелы подхватят да на небо понесут.
Лежит и удивляется, что они к нему по воде плывут и веслами булькают.
Вдруг слышит он голос небесный.
- Эй, дед, что живот греешь, далеко ли до избы?
- Зачем им моя изба, - думает он, - наверное, там суд будет.
- Да ты заснул, что ли?
Старику страшно глаза открыть и перед судьей ответ держать. Были и у
него за душой грешки, а все равно боязно.
- Михаил, бери его лодку на буксир, там разберемся.
- Значит и старшой явился, - думает дед. – И что я ему скажу? В молодости
по девкам бегал, так и другие ходили. А то, что соседа спьяну дураком обозвал,
так заслужил тот. Я хоть не георгиевский кавалер, а за чужие спины на Германской
тоже не прятался.
Лежит старик и помалкивает. Причалили лодку к берегу, подхватили деда явно не архангельские руки да в избу занесли.
Немного погодя, открыл он глаза, глянул в окошко и обомлел: бородатые
парни его вяленых щук с вешал снимают и в ведро кладут. Выскочил он за
дверь и как закричит.
- Что вы, архангелы, делаете, про щук уговору не было! Меня старуха
за них и на том свете живьем съест.
Обернулись те и говорят:
- Никак старик-то наш ожил. Сам душой и телом на том свете, а своего
жалко. Да мы не архангелы, а туристы архангельские.
- А музыка откуда? – не верит тот.
Они и показывают на транзистор. Видит дед, что оконфузился и давай рассказывать,
как он помирать собрался. Посмеялись парни, отведали ухи из его щук и велели
на их маршрутном листе надпись сделать “На Сывт-озере новопреставленный
раб божий Александр руку приложил”. Год такой-то, июля месяца, третьего
дня дело было.
(Вернуться в раздел "Рыбалка в Карелии")